КРИЗИС 13-ти ЛЕТ
Психологические
особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех
основных сферах: телесной, психологической и социальной.На телесном
уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном
уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и
взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется
формированием самосознания. Это кризис социального развития,
напоминающий кризис 3 лет
-("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания".
Характеризуется падением успеваемости, снижением
работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Кризис относится к числу острых.
Симптомы кризиса
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности, даже в той области, в которой ребенок одарен.
Регресс
проявляется, когда задается творческое задание (например,
сочинение).Дети способны выполнять так же, как и прежде, только
механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к
пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То
есть происходит переход на новую, высшую ступень
интеллектуального
развития..На смену конкретному приходит логическое мышление. Это
проявляется в критицизме и требовании доказательств.
Внимание подростка впервые обращается на других лиц.
С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний.
Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.
Второй симптом кризиса – негативизм
Ребенок
как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам,
нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее
беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек,
и начинается позже – в 14-16 лет.
У 20% подростков негативизм ярко выражен во всех областях жизни.
Причем
это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из
семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп.
Примерно
у 60 %. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях,
главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные
конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей
большинство.
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода.
Неудачи
в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не
могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и
деятельности.
Это ведет к формированию повышенной тревожности,
развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и
неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает
ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у
ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они
состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к
объединению
подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых
что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными.
Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только
из связанных между собою пар.
. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном"мы", инакомыслие исключено.
Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:Эмоциональное отвержение . Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль .
Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная
линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком.
Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок
подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания
влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы
поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще
руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями.
Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам
себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание , когда нет превосходства взрослого.
ГОРМОНАЛЬНАЯ БУРЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА подросток является жертвой бушующих гормонов.
. Грейс Крайг: наблюдается
частая смена настроения:
депрессия;
• неусидчивость и плохая концентрация внимания;
• раздражительность;
• импульсивность;
• тревога;
• агрессия и проблемное поведение.
. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов.
• отношения в семье;
• статус в подростковой среде;
• уровень академических успехов;
• способность построить долгосрочную перспективу и т. д.
• В этот период
у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10—20%, что субъективно переживается очень тяжело;
• у
мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных
клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
• увеличение объёма лёгких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
• увеличение объёма сердца в 2 раза за пубертатный период;
• значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
• гиперфункция эндокринной системы
Дневниковые записи имеют целебные свойства.
Они служат важной и действенной формой осознания самого по себе на фоне
неизбежных подростковых проблем. Родителям стоит ненавязчиво поощрять
ведение детьми дневника.
Как разговаривать с подростками?
Разговоры - это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.
Не
давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам
действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше
попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени:
"А что если…?" Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и
реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в
тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего
личного опыта.
Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах,
которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности
ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что
он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему.
Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на
повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том
случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.
Важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.
При
этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное
взросление.Родители должны принимать существование других точек зрения,
возможно отличающихся от их собственных.
И важно помнить, что на
любых детей навешивание ярлыков: "хулиган", "бандит", "лентяй", - не
оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный
эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет
уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает
подтверждать все сказанные про него слова.
У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и
доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный
фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие
трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим
недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и
цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам
взаимностью.