КРИЗИС 13-ти ЛЕТ
Психологические особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым,  на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет

-("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания".
Характеризуется падением успеваемости, снижением
работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Кризис относится к числу острых.
  Симптомы кризиса 


Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности, даже   в той области, в которой ребенок одарен.
Регресс проявляется, когда задается   творческое задание (например, сочинение).Дети способны выполнять так же, как   и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень 
интеллектуального развития..На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. 
Внимание подростка впервые обращается на других лиц.
 С развитием мышления наступает интенсивное  самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний.
Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.

Второй симптом кризиса – негативизм 
Ребенок как бы отталкивается   от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно   испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек,
и начинается позже – в 14-16 лет.

  У 20% подростков негативизм ярко выражен во всех областях жизни.
 Причем это длится   либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен   уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп.
Примерно у  60 %. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных   ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды   (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей  большинство. 
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода.
 Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они 
состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к
объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. 
. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном"мы", инакомыслие исключено.

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:Эмоциональное отвержение . Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и  контроля, безошибочно угадывается ребенком.

  Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях  со сверстниками.

  Авторитарный контроль . Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. 
  Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок  подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще 
  руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений. 
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание , когда нет превосходства взрослого. 
 
ГОРМОНАЛЬНАЯ БУРЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА подросток является жертвой бушующих гормонов.
. Грейс Крайг:  наблюдается
частая смена настроения:
депрессия;
• неусидчивость и плохая концентрация внимания;
• раздражительность;
• импульсивность;
• тревога;
• агрессия и проблемное поведение.
. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов.
• отношения в семье;
• статус в подростковой среде;
• уровень академических успехов;
• способность построить долгосрочную перспективу и т. д.
В этот период
 у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10—20%, что субъективно переживается очень тяжело;
• у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
• увеличение объёма лёгких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
• увеличение объёма сердца в 2 раза за пубертатный период;
• значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
• гиперфункция  эндокринной системы
Дневниковые записи имеют целебные свойства. Они служат важной и действенной формой осознания самого по себе на фоне неизбежных подростковых проблем. Родителям стоит ненавязчиво поощрять ведение детьми дневника.
Как разговаривать с подростками?
Разговоры - это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.
Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: "А что если…?" Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.
Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.
Важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.
При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление.Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.
И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: "хулиган", "бандит", "лентяй", - не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.
У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.